Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди






Музей Востока. Целительная сила танца

Концерт-лекция

15 марта 2008 года

В сегодняшней лекции-концерте мы хотели бы затронуть довольно необычную тему - Целительные силы танца. Начнем с того, что же такое танец?

Во-первых, это самая древняя форма общения человека с окружающим миром. Все, чем бы мы ни занимались в жизни по сути является танцем, Слева направо: Буянова Анна, Леванская Элеонора, Тюленева Назира, Стасилевич Светланабудь то приготовление пищи (ритуальный танец у плиты), уборка квартиры (танец с пылесосом ), поездка в метро (только самым ловким удастся раньше всех просочиться на эскалатор) или общение с сослуживцами, где уже начинается настоящее искусство Абхинаи (или пантомимы) – одному состроили радостную улыбку, другому наоборот показали свое пренебрежение.

И от того, насколько хорошо мы владеем своим телом, мимикой и жестами, насколько способны контролировать свое психическое состояние и эмоции, зависит наша успешность и процветание в жизни.

Таким образом, танец – есть целенаправленное воздействие нашей внутренней энергии на окружающую среду, причем воздействие это может быть как благотворным, так и деструктивным. Но не все то, что разрушает обязательно плохо. Наверняка все вы не раз видели статуэтку танцующего Шивы-Натараджи.

В его символике заложен огромный смысл:

в одной руке Шива держит барабан – образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник Космос,

в другой его руке – огонь, уничтожающий все отжившее,

жесты 2-х оставшихся его рук показывают, что он защищает тех, кто к нему обращается за помощью.

Ногами Шива попирает демона, олицетворяющего косность и инертность.

 

Танцующий Шива является символом космического движения и обновления. В Индии считают, что когда Натараджа (или Владыка танца) остановится - наступит конец света.

И дабы почтить это поистине великое божество, первый танцем, который мы вам сегодня покажем будет Пуджа, посвященная Шиве-Натарадже.

 

Вернемся к нашей теме. С тем, что такое танец мы определились. Теперь давайте разберемся, в чем же заключается его целительное воздействие.

Оно включает в себя 3 составляющие:

1. Движение, как средство снятия стресса.

2. Особенные движения для гармонизации энергии.

3. Движения, как средство накопления энергии.

 

Вкратце, о каждом из них.

Стресс. Что это такое? Это всего лишь не нашедшее адекватного выхода мышечное напряжение.

Откуда оно берется? Известно, что на любую экстремальную ситуацию наш организм реагирует мощным выбросом адреналина в кровь, в результате чего увеличивается частота сердечных сокращений, и  наше тело готовится либо вступить в схватку, либо убежать. Если мы не даем ему возможности отреагировать должным образом, в мышцах копится напряжение, которое впоследствии вызывает различные спазмы, что в свою очередь приводит к возникновению болезней. С другой стороны, если напрячь мышцы хотя бы в течение 30 секунд, то затем автоматически наступит расслабление и никакого стресса не будет.

Это свойство нашего организма эффективно используется, в так называемой, танцетерапии и относится ко всем видам танца.

Другие две составляющие присущи исключительно индийскому храмовому танцу, имеющему очень древние корни. В частности, стиль Кучипуди, который представляет наша студия, насчитывает уже более 3000 лет.

Однако, прежде, чем мы перейдем к более подробному рассмотрению особенностей индийского классического танца, вы увидите следующий танец нашей программы, гимн посвященный богу Вишну - "Колувайтива Рангасаи".

Вы наверное обратили уже внимание на то, что повествование в индийском танце ведется с помощью определенных жестов рук, которые называются хастами.

Именно в хастах, а также в основной танцевальной позиции – ардхамандали (или полуприседе с сильно разведенными коленями) и скрыт сакральный смысл, позволяющий гармонизировать тело и психику посредством танца.

К примеру, если вы просто правильно сядете в позицию ардхамандали, вы только одним этим сможете привести в равновесие мужское и женское начала, которые символически можно представить как два треугольника, один вершиной вверх, что соответствует мужскому, и другой – вершиной вниз, что соответствует женскому началу, что даст вам психологическую и биоэнергетическую гармонию.

А сложив пальцы рук в определенные фигуры (или хасты), вы, таким образом, замкнете соответствующие энергетические каналы, что приведет к стимуляции определенных точек, отвечающих за повышение защитных сил организма. Кроме того, степень подвижности пальцев рук напрямую связана с гибкостью ума и сообразительностью.

Чтобы не быть голословными, в следующем танце нашей программы вы увидите, как танцовщица, с помощью хаст может передать даже сюжет древнего эпоса Рамаяны.

 

Итак, мы рассмотрели 2 составляющие танца:

1. Движение, как средство снятия стресса.

2. Особенные движения для гармонизации энергии.

 

Теперь обратимся к 3-ей составляющей:

3. Движение, как средство накопления энергии.

 

Дело в том, что индийский классический танец – это, по сути, динамическая йога. И в йоге, и в танце тело обучают лишь для того, чтобы, в конце концов, полностью забыть о нем и стать идеальным проводником космической энергии Вселенной. Это то, к чему стремятся все йоги и жрецы. Но в данном случае танец даже превосходит йогу, поскольку танцор посредством преображения себя преображает и зрителей и приводит их к единению с высшими силами Мироздания.

То есть, танцор выступает как шаман, экстрасенс, целитель недугов души и тела. Мощным излучением исходящей от него энергии он заряжает зрителя. Этим объясняется тот факт, что зрители, созерцающие храмовый танец не только испытывают особое чувство умиротворения, но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения.

Но способны на это, конечно, только профессионалы высоко уровня.

 

Следующий танец нашей программы – Джатисварам. Это техническая композиция, которая продемонстрирует вам, что помимо знания хаст, танцор должен развить в себе превосходное чувство ритма и обладать огромным запасом внутренней энергии.

Быстрые прыжки, стремительные повороты, трепетная и полная чувств игра глаз – всё это вы сейчас увидите.

В самом начале нашей лекции-концерта мы упоминали такое понятие, как Абхиная (или искусство пантомимы). Помимо сложной техники, танцор должен в совершенстве владеть этим искусством, а также умением быстро перевоплощаться в различные образы. Совершенствоваться в искусстве Абхинаи танцор может практически всю жизнь, вот почему индийский классический танец не имеет ограничений по возрасту, как это бывает в других видах танца.

Если Абхиная разыгрывается с чувством, то танцор, даже не прибегая к помощи слов, может вызвать у зрителя понимание и сопереживание заложенным в танце идеям и чувствам. Считается, что изображение танцором определенной эмоции можно приравнять к действительному переживанию ее, и что каждое выступление приближает его к высшей цели жизни – мокше, или освобождению от цепи перерождений.

Следующим танцем нашей программы будет именно сюжетный танец – Кришна-шабдам. В этом танце используется классический сюжет "героиня и ее возлюбленный", но на самом деле – это передача в символической форме идеи любви индивидуальной души к Высшей Душе, или Богу.

 

Последний танец нашей сегодняшней программы, включая в себя все, о чем говорилось выше, не нуждается ни в каких комментариях.

Это танец-гимн, посвященный Великому Космическому танцору Шиве-Натарадже, который танцует свою божественную Тандаву и разрушает Вселенную в конце цикла, для того, чтобы дать возможность Брахме – Богу Создателю, сотворить новую в следующем цикле творения, и так до бесконечности.

1  2  3  4

Copyright © 2000-2014